... некоторых других стилей современной музыки (см. пауэр-метал, паган, готик-метал, готический рок, арт-рок). Некоторые коллективы, делающие акцент на мистической направленности своего творчества, полностью отказываются от осмысленных текстов, используя т. н. «птичий язык» (синтетический, искусственный язык, разработанный самими музыкантами), или применяя фонетику, основанную на произвольном сочетании произносимых звуков.
Стиль дарквейв характеризуется мрачным, атмосферным, заполняющим звучанием. Ритм замедленный (реже — быстрый), чаще — с синкопами.
Дарквейв — один из самых депрессивных и эмоционально напряженных стилей готики. Имея мрачную электроную основу, он представлят максимальную экспрессию готического мироощущения и эстетики через музыку, лирику текстов, оформление альбомов, имидж музыкантов. Иными словами, электронная, с индустриальными и авангардными корнями, музыка обогащена готическими элементами, содержанием, антуражем, поэтому стиль как таковой не является пограничным или переходным между готикой и индастриалом, а целиком лежит в рамках готической музыки (и культуры вообще).
Стиль достаточно эклектичен, практически все его (достаточно немногочисленные) яркие представители мало похожи друг на друга в музыкальном плане, поэтому выделение общего, типового саунда явно недостаточно для понимания сути стиля. Еще одна его черта — сложность, концептуальность и большая идейная емкость творчества; этим он отличается от других электронных стилей -синтг-гот, дарк-электро и тд. Как аналогию в рок-музыке можно привести арт-рок, хотя дарквейв отличается от него большей акцентированностью на имидже и вообще визуальном ряде.
В отличие от этериала, медиевала и тд, для дарквейва (по вышеуказанным причинам) невозможно кратко сформулировать основной критерий стиля, для понимания его сути важно единство всех его признаков. Для дарквейва характерен сложный, временами ломаный ритм (в противном случае музыка скатывается до клубно-танцевальных стилей). Мрачный электронный саунд часто дополняется вставками различных инструментов: фортепьянными пассажами, акустическими или тяжелыми дисторшированными гитарами, скрипичными соло; отдельные композиции вообще могут основываться на сочетании их звучания с вокалом (классический пример — Goethes Erben).
Вокал занимает ключевое место в дарквейве — он характеризуется большой эмоциональной напряженностью, нервностью, депрессивностью. Часто он переходит в причитания, плач, нервный смех, бормотание (Goethes Erben, Sopor Aeternus). Важное место в творчестве занимает лирика, затрагивая религиозные, мистические, философские темы; в центре внимания душевные переживания отдельной личности, страдания, одиночество, утрата жизненных ориентиров (Sopor Aeternus), разочарование в религии и ее фактических социальных проявлениях (Das Ich). Другое направление лирики — социальная неприспособленность, отчужденность, психологическое несоответствие нормам общества; вместе с тем через декларирование собственной ненормальности фактически ставится вопрос скорее о ненормальности самого общества, двойственности его норм — в частности, сочетание демократии с развязыванием войн (Samsas Traum, Weena Morloch).
Визуальный ряд во всех его проявлениях представляет музыкантов как людей с патологическими отклонениеями, часто эксцентричных, часто психологически ненормальных (Relatives Menschsein); для стиля характерна эстетика страдания и уродства (Sopor Aeternus). Концерты, как правило, являются целыми театральными представлениями (аналогично может быть выстроено и звучание альбомов), а творчество можно назвать концептуальным.
В дарквейве существует более мягкая, романтическая ветвь. Для нее характерны мягкая, спокойная музыка, мелодичный мужской вокал (может присутствовать и женский), соответственно лирика наполнена романтическими образами (Deine Lakaien, Illuminate). Общая атмосфера музыки — печаль, меланхолия. Иногда такую музыку характеризуют как romantic darkwave (Illuminate).
Источники
Википедия
Gothicizhevsk.net.ru