Рецензия на новый альбом группы Адаптация пчел

Рецензии 18.05.2009

Краткая информация:
Адаптация Пчёл — «Меланоя» (2009)
Год издания: 2009
Стиль: Сyber-grunge
Лейбл: AiB Records

«Ворох никому не нужных песен»

Ни для кого не секрет, что мы живем в век мета-информации, где главным вопросом бытия становится не «что?», а «почему?», где важен не конкретный образ с фиксированным содержанием, а своеобразная гиперссылка, перейдя по которой, подобно тому, как это происходит в вебе, потребитель культурной мысли оказывается внутри себя, постигая собственное содержание, преобразовавшееся в нечто уникальное, палантир, черный ящик, ключом к которому служит данная гиперссылка.

Такой гиперссылкой является и новый альбом группы Адаптация Пчёл «Меланоя». Это название — как тест Роршаха с кляксами: кто-то видит в нем паранойю, кто-то — детские игры в словообразование, особо искушенные в музыке проводят параллели и меридианы с альбомом «Metanoia» британских прогеров Porcupine Tree, а кому-то по душе сравнение с удалой поступью футуристов Серебряного века, разобравших свои рассудки на неологизмы. Говоря об уникально сформированном содержании внутри себя, прибегать к сравнениям, по меньшей мере, глупо. Гораздо интереснее, какие именно кнопки индивидуального восприятия нажмет этот альбом с двойным дном.

«Всё меняется, ничто не исчезает» — эта перефразированная воннегутовская истина, в оригинале «Всё, что было, пребудет вечно, а всё, что будет, было всегда», — сталкивает вас с самим собой, заставляет слушать бомбу замедленного действия, в которой зарождается сверхновое, внимающее, меланоидальное «Я», срок созревания которого отмерян хронометражем альбома, обратным отсчетом сокращающим время до ослепительного взрыва.

На альбоме 100%-ная Адаптация Пчёл, достигшая звукового совершенства кропотливой студийной работой. Всё родное, всё узнаваемое и исполненное на высшем профессиональном уровне. Цифровые соки текут из каждой ноты клавиш, гитарный напор служит монолитным сердечником, пульсирующим мощью основной партии и заставляющим воздух звенеть красками рисунков соло-гитары.

Выпущенные синглами треки, выдернутые из контекста альбома без ущерба для концепции, завоевали признание поклонников творчества группы, привлекли массу новых слушателей, для которых сама «Меланоя» рисковала оказаться вовсе не тем, чего от нее можно было ожидать. Многослойный и более взрослый, с точки зрения поэзии, альбом вполне мог стать слишком сложным подарком группы своим слушателям. Тем не менее, релиз состоялся, а это значит, что музыканты не испугались оказаться непонятыми и сделали осознанный шаг навстречу тем, кто в состоянии понять и принять эту работу, заглянуть не только в строки и между строк, но и прочесть исписанную невидимыми чернилами изнанку самого себя. Да здравствует мета-мир, господа.

Основной лейтмотив альбома — противостояния. Главный вопрос, вынесенный стилизованным знаком, изображенным на компактах, стоит в области подтекстов и подоплек. Слишком много «что?» «если?» и «почему?» проглатывает слепое стремление стоять до последнего, идти по или против чьей-то воли, определяясь функцией от переменных, в которых ты сам ничего не смыслишь. Естественный закон существования, помноженный на преступное безразличие социальных институтов, на пустоту глазниц девятиэтажек, на безысходность жертв на зубах всепожирающих штыковых атак, на преданные земле тела духовных и моральных столпов, — всё это, возведенное в степень одиночества, дает в результате ошарашивающий шквал повседневных откровений, которые всегда с тобой.
Когда город, накрытый дождем, позволяет все-таки остаться наедине с собой, больным, не остановленным, только растворившись в сумерках и прислушавшись к себе, можно представить, как общая анестезия разрывается, будто полиэтиленовая пленка, роняя раскаленные капли с оплавленных краев, превращая наркотическое забытье операции в бэд трип, когда вместо теплого летнего воздуха в рот набивается стеклянная февральская крошка.

В это мгновение и становится страшно, потому что не знаешь ответ, чья же это операция потребовала такой анестезии, и почему ее окончание ты встречаешь в рядах тех, кто идет на смерть. «У тебя к нему много вопросов, у него на всё один ответ...» — ироническое замечание, преисполненное горечи, о том, что люби Иисуса, люби Аллаха, что бы ты ни спросил, тебе уготована участь одна на всех — получай, жри. Всё, что тебя интересует — ерунда, главное, что «вырастут крылья, станешь светлым и ясным». Религиозная мораль, навязавшая образ праздного благополучия, возведя его в абсолют человеческих желаний, определила ценз для тех, чьими рядами будут пополняться армии, когда набат священной войны провозгласит время занимать баррикады и сшивать на флаги свои судьбы.
Что может быть сильнее слепой преданности? что может быть эффективнее в стравливании тех, у кого каждая правда своя? — ничего! Болью за предательство и фальшь современных институтов укрепления морали в обществе можно измерять степень ответственности художника перед своими почитателями. Этим альбомом Адаптация Пчёл рисует мишени на затылках тех, кому среди разрывающихся снарядов вдруг яркой вспышкой выжигает связь с Матрицей канонический вопрос «Если Бог с нами, кто тогда против нас?»

Альбом «Меланоя» — это серьезное зрелое заявление, которое звучит необыкновенно свежо и смело. Сложно представить себе нечто равное по силе среди того, что делается в современном рок-мейнстриме и андеграунде, где все увлечены ныне модным копанием в себе, эзотерическим шарлатанством, эпатажем и самолюбованием. Не за горами времена, когда новая циничная и интеллектуально-полноценная формация молодежи, для которой не оказалось своевременных кумиров, каковыми когда-то служили те же Пилот, Алиса или ДДТ, обретет своих собственных идейных вдохновителей, первыми из которых с большой долей вероятности будут Адаптация Пчёл.

Дмитрий Черноус

 
Популярные новости

«Ritual» от Oomph!

Сложно отделить одну композицию от другой из-за общего однообразия электронных элементов.

Bring Me The Horizon – amo (2019)

Это экспериментальный альбом, отражающий нынешнее состояние рок-сцены в данный момент.