Пионеры "новой волны" на отечественной рок-сцене, питерские "Странные Игры" не только в числе первых взяли на вооружение современную им музыкальную эстетику, но и пошли гораздо дальше, создав на сцене настоящий рок-театр, который увязывал в единый аудио-визуальный ряд всё – от музыки и текстов до конферанса, сценического движения, света и костюмерии. Оказав громадное влияние на все последующие поколения музыкантов, "Странные Игры" распались в середине 1985 в зените своей славы и популярности, но даже собравшись в следующем десятилетии, оказались, на удивление, современнее и актуальнее, нежели многие из тогдашних властителей эфира.
Создателем "Странных Игр" был гитарист и певец Александр Давыдов (род.1 марта 1958 года в Ленинграде), музыкальная биография которого начиналась в студенческой самодеятельности середины 70-х: разовые выступления сводили его на одной сцене с Александром Ляпиным ("Стая"), Бобом Аксёновым ("Солнце"), Сергеем Даниловым (Gloria) и т.д., но ни одно из них не
Читать дальше...
... имело продолжения. Летом 1979, выступая в летнем лагере питерского Университета в Крыму с группой "Рубиновый Джождь", он познакомился с гитаристом группы "Нижний Бьеф" Виктором Сологубом. Следствием этой встречи и стал замысел нового проекта – по возвращении домой приятели начали подбирать разделявших их взгляды музыкантов.
В оригинальный состав безымянной поначалу группы вошли Давыдов (гитара, вокал), Виктор Сологуб (род. 1 апреля 1957 года в Ленинграде; гитара, вокал), Евгений Смелков (бас), Владимир Сайко (род. 7 августа 1961 года в Ленинграде; клавишные), Сергей Перминов (род. 20 апреля 1958 годав Кирове, ныне Вятка; саксофон), и Виктор Васильев (барабаны). Они интенсивно репетировали, долго не могли определиться с названием (в разное время были известны как "Сахарные Трубочки", "Пряники" или Spartak – ни одно из имён самих музыкантов не устроило). Весной 1980-го на свой страх и риск они отправились в Эстонию и приняли участие в рок-фестивале в Тарту, дали несколько концертов дома и развалились в июле того же года, после авантюрной попытки заработать на инструменты и аппаратуру, гастролируя по южным курортам. Из участников этого состава в музыке остались Сайко (позднее он оказался в "СЛМР" и "Форуме") и Перминов, который вернувшись домой в Вятку, организовал там группу "ЧП", работал в местном театре, выступал с группой "Петров Крест" и соло, начало 90-х провёл, главным образом, в Нидерландах, но позже вернулся домой.
Весь следующий год прошёл в репетициях. К осени 1981 года Давыдов и Сологуб, который к этому времени переключился с гитары на бас, наконец, подобрали достойную компанию: младший брат Виктоpа, Григорий Сологуб (род.19 июля 1961 года в Ленинграде; гитара), пришёл из хард-роковой "Техпомощи", Алексей Рахов (род. 28 мая 1960 года в Ленинграде; саксофон, гитара, вокал), начинал в группе "День Рождения", а Николай Куликовских (род.11 сентября 1959 года в Яранске, Кировской обл.; клавишные), играл с Давыдовым ещё в "Рубиновом Дожде". За барабанами, не задерживаясь дольше, чем на две-три репетиции, промелькнуло несколько человек: Шариф Абдула (позднее окажется в группе "Пикник"), снова Виктор Васильев ("Пилигрим"), но своего музыканта им поначалу найти не удавалось.
Вступив в рок-клуб как "Группа Александра Давыдова", они дебютировали на новогоднем вечере в Политехе, а к следующей весне стали "Странными Играми". Впервые "Странные Игры" заявили о себе 6 марта 1982 года, когда, выступая перед уже знаменитым "Аквариумом" в Клубе современной музыки в ДК им. Ленсовета, поразили публику непривычным звучанием, эксцентричным поведением и полным пренебрежением к канонам жанра – публика была, скорее, озадачена, нежели восхищена.
За барабанами на этом концерте был Валерий Кирилов (позже "Кино", "Пепел", "Джунгли", "Зоопарк"), следом этот пост чуть было не занял Георгий "Густав" Гурьянов (с 1984 года в "Кино"), но лишь к маю должность барабанщика окончательно получил универсальный Александр Кондрашкин (род. 23 ноября 1956 года в Ленинграде): он оставил следы в группах "Пикник" и "Аквариум", играл фри-джаз с Сергеем Курёхиным и фолк-рок в "Тамбурине".
Всю весну и лето группа репетировала, практически не появляясь на публике (что, впрочем, не удивительно: в то время члены рок-клуба выступали, в лучшем случае, раз-два в год), а в сентябре 1982 года, когда к "Странным Играм" присоединились клавишник, автор песен и певец Николай Гусев (род.12 мая 1957 года в Ленинграде), успевший отметиться в группах "Аргонавты" и "Барокко", старый знакомый Рахова и Давыдова Сергей Л. Данилов (экс-"День Рождения"), который стал их администратором, а также звукорежиссёр Александр Миронов, их состав приобрёл законченность, и группа начала активно выступать, постепенно расширяя свою аудиторию.
Одной из важнейших причин успеха группы "Странные Игры" стало то, что на ритмически-мелодическую основу новой волны (регги, ска, панк-рок) они положили свежие мелодии, а рок-н-ролльная бравада сочеталась у них с лёгкой театрализацией каждого номера, продуманным и органичным дизайном сцены и подчёркнутым вниманием к собственному имиджу.
Тексты к своим песням "Странные Игры" – вопреки характерной для Питера авторской триаде: поэт, он же композитор, он же исполнитель – черпали в сборниках поэзии французских дадаистов начала века (Тцара, Кено), мастеров шансона (Брель, Брассанс), современных западных поэтов (Гильен) и т.п. Что же до музыки, то и здесь никаких жанровых рамок не было, хотя основным эталоном стиля для "Странные Игры" служили британцы Madness, Specials, Bad Manners и т.п.
Полноценный дебют обновлённой группы состоялся 16 января 1983 года в Новом Петергофе (в одном концерте с "Тамбурином", с которым в то время параллельно играл Кондрашкин). Затем последовал едва не закончившийся драматически (то есть, арестом музыкантов) визит "Странных Игр" в Москву. На I фестивале рок-клуба (весна 1983-го) они заняли третье место, а Рахов и Кондрашкин (выступавшие там ещё и с "Мануфактурой") были отмечены в числе лучших инструменталистов. Символично, что решение жюри встретило острое сопротивление со стороны комсомольских функционеров, усмотревших в "нововолновом" облике группы намёки на фашизм.
Ближе к концу года вышел дебютный альбом "Странных Игр" "Метаморфозы". Он был составлен из разрозненных записей, сделанных в течение полугода на студиях Андрея Тропилло (АнТроп), Андрея Кускова (МДТ) и Виктора Глазкова (вагон-студия MCI), и дополненных концертными записями из коллекции их главного почитателя Михаила Мончадского. Несмотря на такую лоскутность, альбом не оставлял ощущения эклектики, хотя распространялся по стране в, как минимум, двух вариантах сведения (Тропилло и Глазкова), с различным порядком песен и, как правило, без художественного оформления. Путаницы добавило появление неавторизованного сборника "Дыдаизм" (тот же набор песен плюс ещё несколько концертных записей).
К этому времени популярность группы распространилась далеко за пределы Ленинграда (следствием чего стало её включение, наряду с другими питерскими артистами, в запретительные списки управлений культуры). Вместе с тем, в группе постепенно развивался конфликт, вызванный как переизбытком в её рядах способных, но очень разных по стилю авторов, так и невозможностью воплотить в жизнь многие музыкальные идеи. В итоге этих расхождений, в апреле 1984 года Давыдов и Куликовских покинули "Странные Игры", чтобы заняться реализацией собственных идей. Давыдов, в частности, собирался записываться с "Выходом" и искал музыкантов для своего рок-н-ролльного биг-бэнда. К сожалению, этим планам так и не было суждено сбыться: 12 июня 1984 года Александр Давыдов умер от сердечного приступа. Куликовских на несколько лет оставил музыку, но в 1987-1990 вернулся на сцену со своими группами "Пласт Полумер" и "Бесполезные Советы", в которых пытался развивать оригинальные идеи "Странных Игр".
Выступление "Странных Игр" на II фестивале рок-клуба (1984) было неровным – сказался только что пережитый раскол, и они не стали лауреатами, хотя жюри особо отметило их песню "Телефона нет" (в драматическом исполнении Алексея Рахова), а Гусев был признан лучшим клавишником. Рахов и Кондрашкин вновь выходили на сцену с "Мануфактурой". В том же году на экраны Советского Союза вышел полемический фильм Динары Асановой "Милый, дорогой, любимый, единственный...", один из эпизодов которого происходил на концерте "Странных Игр" – он был постановочным, и для воплощения замысла режиссёра публике было позволено одеться и вести себя максимально вызывающе.
В ноябре 1984 года на базе "Странных Игр" возникло дочернее предприятие: группа рок-возрождения "Стандарт" (Григорий Сологуб, Гусев, Рахов, Кондрашкин плюс контрабасист Илья Нарет). В сезоне 1984-1985 "Стандарт", к которому нередко присоединялся коллега Гусева по "Аргонавтам", саксофонист и певец Евгений Жданов сделал несколько выступлений, исполняя как классические рок-н-роллы, так и отечественные поп-хиты 60-х.
К следующему году "Странные Игры" сумели вернуть форму и в марте 1985 года стали лауреатами III фестиваля рок-клуба, а их современные и изобретательные аранжировки были отмечены специальным призом жюри. Незадолго до фестиваля в состав группы вошёл тромбонист Николай Ольшевский, а на студии Андрея Тропилло началась работа над вторым альбомом.
Сразу после фестиваля, на закрытии очередного сезона в рок-клубе в июне 1985 года, участники "Странных Игр" взбудоражили рок-н-ролльный Питер, объявив, что решили расстаться, хотя наличие внутри группы двух отдельных фракций давно не было секретом ни для кого.
Уже после этого, в январе 1986-го, наконец, вышел их второй (и единственный, целиком записанный в профессиональных условиях) альбом "Смотри в оба". В 1988 он стал одной из первых пластинок русского рока, изданным массовым тиражом на фирме "Мелодия" при посредничестве всё того же Тропилло. Помимо того, под песни "Странных Игр" была отведена сторона двойного альбома "Red Wave", летом 1986 выпущенного в США Джоанной Стингрей.
Впрочем, сами участники "Странных Игр" к тому времени уже двинулись в разные стороны: Гусев, Рахов и Кондрашкин, после мимолетной и невнятной попытки альянса с "Мануфактурой", 31 января 1986 года дебютировали как "АВИА", а братья Сологубы, пережив длительные поиски новых партнёров и имени, весной того же года заявили о себе студийным синглом "Le Fleur de Papier", а в мае вывели на сцену IV рок-фестиваля группу "Игры".
Во второй половине 80-х и "Игры", и "АВИА" неизменно входили в число самых популярных групп страны, много и успешно гастролировали (в том числе, и за рубежом), записывались и участвовали в десятках рок-фестивалей, но о совместной работе речи не шло.
В январе 1992 года "Странные Игры" воссоединились на несколько концертов, чтобы отметить своё десятилетие (оно совпало с открытием клуба "Indie", делами которого (как и организованной под его эгидой студией "Indie") в разное время занимались Гусев, Рахов, Миронов, а также журналист Пётр Сытенков). В следующем феврале в ДК им. Горького в течение трёх дней шли юбилейные концерты, участие в которых принимали "Игры", "АВИА" и эстетически близкий к "Странным Играм" "АукцЫон".
В мае 1993-го "Странные Игры" отпраздновали День рождения Санкт-Петербурга на Дворцовой площади – вместо отсутствовавшего в городе Гусева на клавишных играл Рахов. После этого "АВИА" вернулись к своей музыке, а братья Сологубы продолжались выступать как в "Играх", так и с различными клубными группами, появлявшимися под крышей клуба "TaMtAm". Покинувший "АВИА" Кондрашкин стал участником "БГ-Бэнда", а потом концертировал с группами "Болттийцы", Noise & Toys, "Клуб Кавалера Глюка" и др.
К сожалению, к тому времени как летом 1995 года "Странные Игры" снова собрались на сцене, Кондрашкин, получивший серьёзные травмы во время гастролей по Германии, был принуждён покинуть сцену, а его место занял экс-барабанщик "АукцЫона" и "Игр" Игорь Чередник (род. 28 февраля 1962 года в Ленинграде).
В начале 1996 года "Странные Игры" опять удивили всех, решив объединиться на регулярной основе. Они дали с воодушевлением принятый публикой концерт в клубе "Гора", где представили ряд новых песен. Тем же летом "Странные Игры" стали одними из героев рок-фестиваля "Театра DDT" на стадионе "Петровский", через год повторили успех на втором фестивале "Театра DDT" в "Юбилейном". Заплутавшего Чередника заменил Андрей Орлов (экс-"Юго-Запад", "Авто У", "Пальцы Хары"). В изданный по следам фестиваля сборник "На дороге: песни конца ХХ века" (1997) вошла новая версия их знаменитого "Эгоцентризма № 2".
Двумя годами раньше свою версию ещё одного нетленного хита "Странных Игр", "Хороводной", сделала на своём альбоме кавер-версий "Танец на цыпочках" Настя Полева.
Неожиданным следствием камбэка "Странных Игр" стало рождение электронного проекта "Deadушки", в котором объединились Виктор Сологуб и Алексей Рахов: они начали работать над новым материалом ещё в 1995 году, а летом 1998-го вышел дебютный альбом их новой группы. Григорий Сологуб с августа 1997 года пел в группе "Два Самолёта", а в 2001-ом принял участие во втором альбоме "Deadушек". Там же с 1998-го играет и Андрей Орлов.
Гусев, издав в 1997 году свой соло-альбом "Исправленному верить", отправился в свободное плавание: он сочинял музыку для кино и телевидения, работал в прессе, спичрайтером на телевидении, а также регулярно сессионировал на записях студии "Indie"; кроме того, к началу следующего десятилетия он стал непременным участником группы "НОМ".
Миронов продолжает заниматься аппаратурой (с помощью которой озвучивал ряд питерских клубов) и студией "Indie"; он также сотрудничает с "НОМом". Данилов эмигрировал в Панаму, а позже стал "гражданином мира". Куликовских занят строительным бизнесом. Мончадский живёт в США. Александр Кондрашкин умер 8 июля 1999 года от инсульта, вызванного осложнениями от полученных в 1994-ом травм. 27 февраля 2009 года в одной из московских больниц скончался Григорий Сологуб. Он похоронен 4 марта 2009 года на Кузьмоловском кладбище под Петербургом.
Участники:
† Александр Давыдов — лидер группы
† Григорий Сологуб — гитарист
Виктор Сологуб — гитарист
Николай Гусев — клавишник
Николай Куликовских — клавишник
Алексей Рахов — саксофонист
† Александр Кондрашкин — ударник
Пользователь
Рейтинг: 0
Сообщений: 1
Сказать об абракадабре может только поклонник разнообразных кобзонов и пугачевых. Смотри в оба - наилюбимейший альбом с виниловых времен.
Модератор исправлений групп
Сообщений: 6295
странные они какие-то...ска есть только в первом альбом немного, во втором какая-то абракадабра, тяготеющая к фри-джазу)
Пользователь
Рейтинг: 64
Сообщений: 772
Единственная группа играющая New Wave. Ну то что я видел
Модератор исправлений групп
Сообщений: 6295
Ретро =)
Релизер
Рейтинг: 1615
Сообщений: 2490
полюбому плюс.