Within Temptation «Resist»: Снимите, вам не идет!

Рецензии 02.03.2019

Казалось, что всеобщим любимцам, голландской группе Within Temptation не было никакой необходимости на 24 году своего существования менять стилистику. Такой поворот вряд ли обрадует поклонников, но что случилось – то случилось.

Невозможно было бы подумать о том, что сейчас, в 2019 году, вполне ожидаемый альбом большого имени рок-сцены сможет стать инициатором дискуссии о вовсе не безграничных и совершенно уже удивительным образом пересекающихся взаимных влияниях современных поп- и рок-сцен. Невзирая на все странные высказывания музыкантов, признанных адептов симфонического готик-метала Within Temptation, их седьмой студийный альбом «Resist» навевает думы исключительно о том, что боссы фирм-мэйджоров в наши дни вообще потеряли стыд и совесть и заставляют своих артистов выписывать престранные музыкально-стилистические кренделя на совершенно ровном месте. А те и рады стараться, бодро забывая о собственных корнях и даже стыдясь их.

Однако на самом деле Within Temptation стыдиться решительно нечего. Не всякая группа, тем более из Голландии, фактически в одиночку может запустить мировой тренд в облике не самого простого и с трудом вписывающегося в мейнстрим субстиля – симфонического готик-метала с женским вокалом, справедливо иногда именуемого «дамским металлом». Тем более, что группа стала исполнять подобный материал не вдруг – ее полноразмерный дебют «Enter» (1997) и EP «The Dance» (1998), изданные еще в независимом статусе, основывались на достижениях европейского прогрессивного дум-метала первой половины 90-х. Сами собой музыканты Within Temptation стали лишь на реально легендарном втором альбоме «Mother Earth» (2000), который и сам по себе оказался отличной работой для измученной пертурбациями 90-х европейской рок-сцены, и одновременно стал прототипом для «дамского металла» как такового. Красивые вокальные мелодии, насыщенные и мощные аранжировки с качественным звучанием, симфонические клавишные и оркестровые партии – все это было мало похоже на шибко протестный (протест, кажется, шел в основном по линии борьбы с качеством и хорошими эмоциями слушателя) мейнстрим-метал 90-х. Имидж группы подкреплялся еще и скромными, но ой какими завлекательными, тем более для молодых слушательниц, видеоклипами.

Но при внешней простоте музыкального материала Within Temptation сумели не стать рабами своей аудитории. Прежде всего, у себя на родине коллектив стал моделью для таких вполне уважаемых составов, как Epica, Asrai и распавшихся ныне After Forever, а в мировом масштабе подсчитать количество их даже успешных последователей вообще вряд ли возможно. По существу, на каждой серьезной национальной рок-сцене есть свой состав, созданный по образу и подобию Within Temptation (заодно вспомним и отечественную группу Dark Princess) – одно это говорит о многом. Да и сами наши герои очень четко осознавали величину взваленной на себя ответственности – национальный, а потом и мировой успех ничуть не кружил им голову, а в интервью они старательно обходили темы экспериментов с музыкальной стилистикой. Лидер группы, гитарист и основной композитор Роберт Вестерхольт так и вообще говорил автору этих строк летом 2005 года, что «нет смысла разбрасываться и желать для нашей группы перемен – мы уже достаточно опытный состав, чтобы каждый наш слушатель находил в песнях Within Temptation что-то свое».

Музыканты и не разбрасывались – альбомы «The Silent Force» (2004) и «The Heart of Everything» (2007) только подкрепили и без того уже высокий статус коллектива и обратили вокалистку Шарон ден Адель в настоящую готик-роковую диву. Да, группу зачем-то понесло в утяжеленное диско и евро-поп 80-х на альбоме «The Unforgiven» (2011), но его можно было смело рассматривать как концептуальный эксперимент – ведь это был саундтрек к трехчастному комиксу «Penance» и вообще к трансмедийному проекту. Но альбом «Hydra» (2014) вернул группу к былому звучанию, разве что с чуть большим поп-уклоном. То есть, исходя из всех музыкальных эволюций Within Temptation, появление загадки в облике новейшего альбома «Resist» очень трудно было предсказать. Да что там трудно – вообще невозможно!

Конечно, теперь, после чересчур восторженных рецензий отчего-то исключительно британских экспертов на «Resist», музыканты спокойно могут вещать об огромном влиянии на них современной поп- и урбан-музыки, а также и о том, что «без альбома "Resist" наша группа просто прекратила бы существование». Тем не менее, правда кроется в том, что на музыкальные структуры новинки очень сильно повлиял предельно унылый пост-роковый проект ден Адель My Indigo с его единственным прошлогодним альбомом, но, кажется, не только он. Правду нам не расскажут, однако переезд Within Temptation на территорию альтернативного рока можно объяснить только пожеланиями фирмы-издателя (а это, на минуточку, мэйджор Universal) в смысле создания чрезвычайно модного альбома. Как видится, боссы не смогли объяснить, чего они конкретно желают, оставив музыкантам строить догадки об их намерениях и угождать руководству.

Если говорить совсем уж начистоту, «Resist» оказался чудовищно вымученной работой, совершенно точно не радующей ухо поклонника группы – и одновременно вряд ли способный обратить на себя внимание некоей молодой аудитории, взыскующей чего-то неизведанного. Вернее всего описать материал альбома как утяжеленный и одновременно атмосферный альтернативный рок не без некоторого прогрессив-рокового уклона в аранжировках, приправленный немалой дозой пост-роковой ритмической отстраненности (совершенно очевидной в треке «Firelight») и, что гораздо хуже, модных битов и впрямь из арсенала урбан-музыки, особенно заметных в номере «Endless War». В результате, помимо голоса Шарон ден Адель, об отношении «Resist» к дискографии наших героев слушателю сообщает лишь привычные готик-симфонические пьесы «Raise Your Banner» (дуэт с Андерсом Фриденом из In Flames) и «Supernova», все едино подпорченные не самым внятным сведением и размазанными партиями электрогитар. Трогает душу и атмосферная романтика треков «Holy Ground» и «In Vain», но вот их продюсирование – опять же нет. То есть разговоры критиков, в том числе известного ренегата Стива Биби из британского еженедельника «KERRANG!» о том, что «Resist» – безусловно лучший альбом в дискографии Within Temptation, и о том, что «новая работа надевает на современную поп-музыку темное пальто», вызывают лишь удивление. Читая такое, только и хочется, что обратиться к Шарон ден Адель: сударыня, снимите это пальто немедленно! Оно вам не идет!

Рецензию подготовил Всеволод Баронин

 
Следующая новость: Avril Lavigne - «Head Above Water» (2019)
Популярные новости

«Ritual» от Oomph!

Сложно отделить одну композицию от другой из-за общего однообразия электронных элементов.

Bring Me The Horizon – amo (2019)

Это экспериментальный альбом, отражающий нынешнее состояние рок-сцены в данный момент.