Фигурирующее в названии жанра сочетание «dance music» говорит о возможном использовании принципов музыкального построения и композиционной техники, применяемых при создании танцевальной музыки. Акцент же на слове
Читать дальше...
... «intelligent» указывает на то, что данный тип музыки обладает некими характеристиками, отличными от характеристик «обычной музыки». Такими характеристиками могут быть степень композиционной сложности, использование нетривиальных идей и ходов, использование необычных звуковых тембров, особое эмоциональное и информационное наполнение и т. д.
Разновидности стиля
Intelligent Dance Music существенно отличается от другой электронно-танцевальной музыки наличием доминанты «творческого подхода», выраженной, прежде всего, в стремлении автора к самовыражению — к выражению собственных особых знаний, чувств и эмоций в абстрактной музыкальной форме. И именно это свойство коренным образом отграничивает Intelligent Dance Music от массы другой музыкальной продукции, и позволяет «искушённому слушателю» отличить настоящую Intelligent Dance Music от «подделок».
Легкие формы IDM
В композициях этого направления обязательно присутствуют красивые электронные мелодии, зачастую даже очень простые. Мелодий может быть много, они могут сменять друг друга, сливаться самым неожиданным образом, неожиданно возникать и замолкать. У них может быть эмбиент-нагрузка как у Autechre, а может быть и танцевальная, как у Orbital. Следующим элементом такой музыки является ритм, построенный на сбиваниях и брейках. Ударные звуки могут быть довольно стандартными как у Orbital, а могут быть и совсем не стандартными как у Aphex Twin. Возможно использование не сильно перегруженных и грязных ударных звуков, хрустов и т. д.
Тяжелые формы IDM
Основной отличительной чертой данного направления являются тяжелые перегруженные и рваные ударные звуки в ритмах. Ритмы опять же строятся на брейках и сбиваниях; но бывает, что применяется перегруженный прямой бит 120—140 ударов в минуту. В частности, у Aphex Twin есть ранние тяжелые треки с ровным битом, которые считаются классикой английского хардкора. Ритм в такой музыке всегда преобладает над мелодией; если, конечно, мелодия вообще присутствует. Именно такое IDM направление ближе всего к индустриальным шумовым музыкальным формам. Основным различием этих шумовых конструкций в звуке является то, что тут нельзя услышать грубый рев и стук, присущие индустриальным работам. В IDM все сделано с математической точностью. Продуман каждый звук, каждый брейк, а стук железок, рев бензопил и бетономешалок синтезированы компьютерами. А также музыканты иной раз просто соревнуются в использовании эффектов «плавления» (англ. fuzz), «перегруза» (англ. overdrive, эффект перегрузки усилителя звука) и «искривления» (англ. distortion) ради спортивного интереса и собственного развеселого настроения. В общем, никаких идеологий и чётких рамок.
Классические формы IDM
В этом направлении используются мелодические стороны легких форм и ритмические стороны тяжелых форм. Классическим треком этого направления является трек «On» Aphex Twin. Война тяжелых перегруженных ритмов и красивых электронных мелодий. Никогда не понятно, кто же из них на этот раз победит, но всегда понятно, что мелодия останется в наших сердцах навечно.
Формы IDM с элементами jungle
Это направление неожиданно начало развиваться, когда некоторые музыканты начали экспериментировать с джангл-ритмами. Эксперименты зашли гораздо дальше, чем написание джангл-ритмов из нестандартных ударных звуков. Особенно далеко зашло дело в экспериментах над этими ритмами: их ломанием, сбиванием, или простым написанием неповторяющейся за весь трек драм-партии. Особую популярность приобрел ударный эффект «трещотка» — кратковременное очень скоростное (300—1000 ударов в минуту) извлечение ударных звуков. Многие музыканты уже шагнули дальше, и их треки похожи на одну большую трещотку. Основатель стиля — Том Дженкинсон (Squarepusher).
IDM в России
В России история IDM началась с лейбла Art-Tek, руководителями которого являются Роман Белавкин (Solar X) и Юра Мураш. К настоящему времени появились и другие лейблы, выпускающие IDM и подобную музыку, — такие как Shaped Harmonics (Москва), Kama Records (Ижевск), Zvezda Records, Cheburec Records (Санкт-Петербург), Exotica Records (Москва), Dars Records (Челябинск).
Среди российских «пионеров» IDM можно выделить таких исполнителей как Solar X, Novel 23, Fizzarum, Ambidextrous, Kustota, Ёлочные Игрушки (EU), Lazyfish, Synoise.
В последнее время также наметилась тенденция к появлению новых независимых объединений и лейблов: Abracadabra Recordings (Воронеж), Heavy Mental (Новосибирск), Allergy Records (Санкт-Петербург), Ocean trip records (KiBERNETiX) (Астрахань), которые занимаются изданием и продвижением российских электронных музыкантов. Например, лейбл Good Karma Records, среди лидеров которого саратовский проект Retranslator. Также внимания заслуживает молодой Эстонский лейбл Fluctus Records.
Не менее значительны труды компании IDM Group, которая устраивает в Москве и Санкт-Петербурге как небольшие вечеринки, так и крупные фестивали экспериментальной электронной музыки.
Источник
Википедия